Шахматы и шашки

Обучение игре в шахматы и шашки для детей в Балаково

Секции шахмат и шашек в Балаково

Шахматы: влияние
на развитие ребёнка


Шахматы — увлекательная игра с древнейшей историей, которая сегодня считается самостоятельным видом спорта. Ей увлекаются миллионы человек во всех уголках планеты. Обучение игре в шахматы — популярный и эффективный способ развития интеллекта ребёнка. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам.

Когда начать

Оптимальный возраст для первого знакомства ребенка с шахматами — 3–4 года. Первые уроки должны проводиться в игровой форме и длиться не более 20 минут с перерывом на физкультразминку. Заканчивать игровое занятие следует до того момента, когда малышу уже наскучит игра.

Опытные шахматисты отмечают, что при возможности стоит все-таки начать обучение шахматам именно в домашних условиях. Так смена обстановки не будет отвлекать ребёнка от самого процесса, а семейные турниры сплотят малыша и родителей.

Польза игры в шахматы

Развитие логики
В процессе игры происходит одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, благодаря чему отмечается активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. Благодаря шахматам в работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек.
Развитие пространственного воображения
Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций, что влияет на развитие пространственного воображения. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы — вот основные навыки, которые получает шахматист.
Тренировка памяти и концентрации внимания
Во время занятий шахматами у ребёнка вырабатывается усидчивость, поскольку он концентрирует внимание на одном процессе. Мнемические процессы также интенсивно используются в шахматах, поскольку игрок использует как долговременную, так и оперативную память, используя при этом визуальную, цифровую, цветовую стимульную информацию. Экспериментально подтверждено, что у детей, играющих в шахматы, скорость интеллектуальной реакции становится выше.
Приучение к самостоятельности и ответственности
Ребёнок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.
Творческое самовыражение
Играя с соперником, ребёнок постепенно начинает играть и с самим собой — и приходит к выводу, что моделировать ситуации и последствия ходов в уме куда эффективнее, чем испытывать их непосредственно на практике. Таким образом, мозг постепенно начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и на поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата.
Формирование характера
Благодаря своей спортивной составляющей шахматы закаляют характер: у ребёнка формируются такие черты как эмоциональная устойчивость, твёрдая воля, решимость, желание побеждать и стремление к победе. При этом поражения, которые неизбежно настигают любого игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, видя в нём новую возможность для развития, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая ценный опыт.

Возможный вред

Увлекаясь игрой, человек начинает вести малоподвижный образ жизни, ведь игра иногда длится несколько часов. Требуется концентрация внимания, усидчивость и предельно точный расчет каждого шага. Люди со слабой нервной системой тяжело переживают проигрыш, внешне этого не демонстрируя, впадают в уныние. Поражения могут стать причиной развития апатии и депрессии. Дети, которые увлекаются шахматами, акцентируют внимание на игре, затрачивая свободное время на чтение книг по шахматам, на турниры и тренировки, и забывают про физическое развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата.

Чтобы шахматы приносили пользу, а не вред, нужно следовать главному правилу — все хорошо в меру. Организация режима занятий и отдыха, расширение сферы интересов и физическое развитие приведут к тому, что польза будет максимальной, а вред — минимальным.

Понравился сайт?

Подпишись